Rambler's Top100
Герб города Орехово-Зуево Московской областиОрехово-Зуево. Московская область. Информационный сайт города Орехово-ЗуевоФорум Объявления
Герб города Орехово-Зуево 
Поиск по сайту
Навигация
А Вы знаете этого человека?
Бочин Михаил Сергеевич
Бочин Михаил Сергеевич

Савельева Ольга Владимировна

Мне нравится учить детей

Она родилась и выросла в подмосковном городе Куровское. Там училась в школе. Затем окончила Московский государственный педагогический институт имени Ленина и вот уже 23-й год работает преподавателем английского языка — сначала в сельской Ильинской школе, затем в школе № 6 города Куровское, которую когда-то окончила сама, а последнее время в Куровской гимназии. Знакомьтесь — Ольга Владимировна Савельева.

В этом году она стала победителем в полуфинале российско-американского конкурса по центральному региону России.

— Ольга Владимировна, а почему вы выбрали преподавание именно английского языка?

— Меня с детства интересовали литература, русский язык и иностранные языки. Причем в их связи друг с другом. Переплетение языков, культур и литератур — мне всегда это было интересно. Между словом и цифрами я выбрала слово. С годами цифры даже стали раздражать, а слово ласкает слух. Я учила в школе английский, преподаю английский, и он — плоть и кровь моя, как бы второй родной.

— Ну, в школе все мы учили какой-то язык (английский, французский, немецкий), но мало кто говорит на нем. Изменилось ли что-то сейчас в «подаче материала»?

— Да, когда я училась, все было иначе, чем сейчас: другой подход к преподаванию и количество часов, отведенных на иностранный, другое. Сегодня есть больше возможностей освоить чужой язык в школе, особенно если есть интерес у учащихся и есть специалисты. У нас в гимназии ведется углубленное изучение английского языка в гуманитарных классах.

— По вашему мнению, что необходимо иметь человеку, чтобы стать настоящим учителем? И что подтолкнуло вас именно к этой профессии?

— Возможно, пример: моя мама по образованию тоже педагог, но много лет работала директором районного Дома пионеров в Куровском. У дочки есть желание поступить в педагогический институт на факультет английского языка. Мои попытки отговорить ее быть учителем пока не увенчались успехом. Она говорит, что ей интересно учить, а в нашей профессии это очень важно. Если потеряешь интерес «учить» в плане «научить», то как учитель ты можешь не состояться. У него должен быть особый склад мысли, чтобы очень логично изложить материал. У дочки это есть, и если бы не наши скудные зарплаты, я бы ее не отговаривала.

Когда я выбирала свою профессию, делала это осознанно. А сейчас, хочу сказать, мне приятно работать в гимназии. И жалко тех десяти лет, когда гимназий не было. Нравится обстановка в коллективе, нравятся наши дети, в большинстве своем пытливые, которые хотят учиться, у которых есть цель и они к ней стремятся, которые понимают: чтобы достичь ее, нужны не только способности, но и огромное трудолюбие.

— Вы считаете, наши сегодняшние дети именно такие?

— Да, я так считаю и всегда повторяю им следующую фразу: «Ученые — это те, кто создает наш мир», — по-моему, это так звучит по-русски, а обсуждаем мы тему «Ученые» по-английски. Есть высказывание Эдисона: «Гений — это один процент вдохновения и 99 процентов труда», — с которым я тоже согласна.

Но… если бы я выбирала профессию сейчас, не знаю, стала бы учителем или нет, …во многом это упирается в материальное благосостояние. Оно в настоящий момент у учителей оставляет желать лучшего. Хочется и для своих детей, чтобы они были одеты, обуты, накормлены и могли посмотреть мир.…

— Ольга Владимировна, а вы сами были за границей, в той же Англии, например?

— Да, была, и тут, можно сказать, сбылась моя заветная мечта. И это связано с нашим бывшим мэром Виктором Альбертовичем Егеревым. Причем благодаря ему исполнились две мои мечты, но он об этом даже не знает.

Мы жили в маленьком домишке, их было много на нашей улице, в комнате площадью 17 метров. И мы по вечерам с бабушкой мечтали: снести бы эти «теремки» и поставить на их месте один большой многоэтажный дом, лучше десятиэтажный. И вот прошло время, стал мэром нашего города Виктор Альбертович, и сначала наши домишки были снесены, потом соседние, и теперь на их месте стоит большой 10-этажный дом.

Вторая мечта — съездить в Англию, но, естественно, позволить себе это я не могла. И вдруг звонит мэр и говорит: «Ольга Владимировна, если наберем группу детей, вы не могли бы их сопровождать в Англию?»

Мы провели три недели в этой стране, жили в курортном городке на юге. Я написала домой: «Купаюсь в английском языке и в Ламанше». Меня поразило то, как в маленьких провинциальных городках англичане оберегают свою историю — заповедных мест очень много. Это может быть и разрушенный замок или территория, к нему прилегающая, и просто природный ландшафт. Очень бережное отношение к истории, традициям, памятникам. Дети ходили на занятия в школу, жили в семьях, и общение было по-английски. Я заметила, что мои ученики преодолели языковой барьер. Они стали более свободно излагать свои мысли на другом языке. Этот барьер прошел и у меня, и мне теперь не стыдно сказать: «Я этого не знаю!» Учить язык — это процесс на всю жизнь. И если я перестану учиться, то мне нечему будет учить. Конечно, впечатления неизгладимые. Мне хватило «подзарядки» языковой, эмоциональной на долгое время, а сейчас, чувствую, иссякла…...

— Опять в Англию захотелось?

— Да, в Лондон. Удивительный город, но сразу скажу, Москва лучше! Конечно, Тауэр поражает своей сдержанной помпезностью, но наш Кремль — это наш Кремль!

Мы были в Тауэре, в музее мадам Тюссо — такого не увидишь нигде. Восковые фигуры, которые поразительно похожи на живых людей, двигаются, дышат, издают звуки, кланяются. Музей по площади огромный — это не одна комната, не один большой зал, а сотня больших залов. Выходишь из него и думаешь: «Так, вот стоит человек — живой или все еще продолжается экспозиция?

Мы там сфотографировались с четверкой «Битлз» — у нас в гимназии учащиеся интересуются творчеством этой группы. Видимо, их привлекает мелодичность песен, дети устают от рэпа, тяжелого рока, попсы. Там есть очень страшная «комната страхов». А в конце экскурсии все посетители садятся в вагончики, и идет путешествие во времени по истории Лондона, причем даже на уровне ощущений. Например, чувствуется, пахнет паленым, ага, это пожар 1666 года, когда от свечки булочника сгорел весь город.…

Когда я ходила по улицам Лондона, для меня это были ожившие картинки из учебника и такое ощущение, что я здесь была, давно это знаю.

— Ольга Владимировна, давайте поговорим о международном конкурсе, полуфиналистом которого вы стали.

— Узнав, что московское представительство «Американских советов по международному образованию» проводит среди учителей, преподавателей английского языка, вот такой конкурс, я решила в нем участвовать. Заявила об этом и получила анкету, в которой помимо данных о себе должна изложить суть того, что делаю: концепцию преподавания языка, какие цели ставит школа в обучении и воспитании учащихся и какая роль отводится при этом учителю английского. Нужно было рассказать о методических принципах, по которым работаю, новых приемах, которыми пользуюсь. Была тема «Индивидуальный подход к ученику» ну и еще что-то...… И все это по-английски и привести конкретные примеры. На меня должны были быть даны три характеристики: от директора школы, коллеги-учителя и бывшего ученика. Все это рассматривает комиссия, в которую входят американские и российские представители образования. Таким образом, проходит несколько туров. Самый сложный этап — третий, когда предстоит озвучивать свою анкету, то есть отвечать на вопросы.

Я участвую в конкурсе пятый год и в пятый раз побеждаю в полуфинале, то есть во втором туре. Из 170 полуфиналистов по России 30 человек выбирают для поездки в США на шестинедельный семинар повышения квалификации в один из университетов. Эта прекрасная возможность совершенствования в языке, потому что все время ты слышишь, ты говоришь, ты думаешь по-английски. Вот в прошлом году меня и преподавателя из Орехово-Зуева выбрали «альтернативными финалистами», то есть если бы кто-то не поехал, то в Америке оказались бы мы, но… все поехали.

Тем не менее, школа получает оборудования на две тысячи долларов, а учитель-полуфиналист — методической, учебной и справочной литературы на 200 долларов. Так что на тысячу долларов я уже Америку разорила, а наша гимназия — на 10 тысяч долларов.

— А у вас есть ученики, которые, скажем так, достигли определенных «высот» в знании английского?

— Дело в том, что есть конкурс и для учащихся. Его победители едут в Америку, живут в семьях и учатся там в школе в течение года, естественно, бесплатно. Получают при этом ежемесячную стипендию в размере 100 долларов. Когда они возвращаются, то говорят на языке очень хорошо. Мне, как учителю, не хочется от них отставать. У нас в 1995 году ездила по такой программе Елена Преображенская, потом Александр Коноплястый, сейчас он успешно учится в МГИМО. Андрей Лазарев живет в Канзасе и переписывается со своими одноклассниками по электронной почте. Дома у него не было компьютера, а в той семье есть, и ему разрешают пользоваться. Там он лучший в классе по математике. Вот такие у нас учатся дети!

Беседовала Е. Романова
«Орехово-Зуевская правда»
от 7 марта 2003 года
Назад:
Рыженков Сергей Геннадиевич
Далее:
Скобелкина Анастасия Николаевна

Показать комментарии читателей (0) или добавить свой
 


Информационный сайт города Орехово-Зуево.
©1999-2003 Владимиров Сергей; Маликов Андрей; Орлов Дмитрий;
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Rambler's Top100 Информационно-деловой портал Московской области