Rambler's Top100
Герб города Орехово-Зуево Московской областиОрехово-Зуево. Московская область. Информационный сайт города Орехово-ЗуевоФорум Объявления
Герб города Орехово-Зуево 
Поиск по сайту
Навигация
А Вы знаете этого человека?
Юрова Елена
Юрова Елена

Андриянова Устинья Григорьевна

Устинья

Устиньины лестовки

Ей, еще маленькой девочке, бабушка Федосья Климовна дала лестовки, это старообрядческие четки, и наказала веры своей за всю жизнь не посрамить. А только преумножать дела добрые и полезные. Ибо вера у них крепкая и земля особенная. Об это и дедушка Клим Иванович, и мама Мария Елисеевна и отец Григорий Федорович Шмелев, и соседи рассказывали. Не просто гордились, а множество легенд знали. И Устя в это уверовала.

Летом деревня просыпается рано, а Устя Шмелева еще раньше. У нее свое тайное дело - пробежаться по земле босиком до леса. Взглянуть на родную деревню первой. Такая красота только здесь - в родной Степановке. В этом она убеждена и сейчас, спустя семь десятилетий.

Лестовка истории

Устинье Григорьевне Андриановой лестовку истории перебрать пришлось уже в возрасте. Но и не жалеет. Не торопясь, постепенно такие факты раскопала в архивах, что сама дивилась. И те давние рассказы старших оживали будто на глазах. Поэтому она доказала, что Степановка - особая деревня, древняя. Три года назад было 250-летие, она организовала театрализованный праздник. Гостей съехалось много, и все слушали, словно оживших Лопухиных и других исторических лиц, которых представляли свои же степановские.

Древние Гуслицкие поселения упоминаются во времена княжения Ивана Калиты. Прошло много поколений. Иван Грозный приказал своему двоюродному брату В.А. Старицкому построить село Богородицкое с Престолом Рождества Богородицына реке Волне, сейчас река Вольная и деревня Богородское. Землями затем владела его вторая жена Ульяна, потом "светлейший" князь А. Д. Меньшиков, а уж после они достались С. В. Лопухину. Генерал-лейтенант, кавалер ордена Александра Невского, член коллегии Адмиралтейства. И все же по доносу Степан Лопухин был арестован и сослан на каторгу. Так он и умер там. А деревня Незденово сгорела, новую пристроили к деревне Ульянино, и ее назвали Степановкой, в честь Лопухина.

Обо всем этом Устинья Григорьевна узнала из документов. Не зря у нее имеется допуск, подумать только, в девять архивов. Никто до нее не поинтересовался прошлым своей земли. А она уж если нашла такие интересные факты, стала свой музей собирать. В школе комнату отвели. И ребятишки, взрослые понесли такие сокровища, как рукописные книги, иконы, утварь старинную...Одного помещения не хватило, в другом убранство настоящей старообрядческой избы воссоздали. С бытом старообрядцев приезжают со всей округи знакомиться.

Всему этому в музеях настоящих быть. В школе же при нынешней жизни не хранят, прячут. Правильно и делают. Колокола все поворовали. А ведь и звонницу сделали в Степановке, но лет 10 назад стали воровать. Однажды, было такое, сама следствие провела, нашла вора,рассказала милиции, они колокол возвратили. А сейчас совсем вандалы распоясались. Сдают голоса драгоценных исторических свидетелей, просто, как цветной металл.

Несколько лет назад в архивах обнаружила план парка Лопухиных. Ездила по деревням и в ближайшей узнала посадки вековыех лип. Насколько возможно, Устинья Григорьевна со школьниками расчертили на бумаге и досадили парк. Тоненькие слабые деревца еще наберут силу, зашумят у пруда. А у нее уже другое дело. На Абрамовском сельском кладбище с ребятишками восстанавливает надгробия первых гуслицких фабрикантов Муравлевых. Уроки истории и любви к "отеческим гробам" не просто на словах - на деле показывает Устинья Григорьевна. Считает, ее воспитали так, она тоже эту любовь к родной земле обязана передать подрастающему поколению.

Лестовка войны и Победы

Ох, как же она тоскует, когда приходиться хотя бы ненадолго уезжать из Степановки. Особенно остро почувствовала неразрывную связь с родной землей, когда стала работать на Дулевском фарфоровом заводе. К выходному просто часы считала, когда окажется дома. Маяту эту оборвала война. Ее руки потребовались в деревне. И скот, и лошадей - все забрали. На волах пахали, все четыре долгих года на себе старые и малые тянули колхоз, возили торф, собирали все для фронта и для Победы, ездили рыть окопы под Москву... Об этом сказано-пересказано.

Все сильные и крепкие мужики, парни ушли на фронт, в том числе и ее отец, другие родственники. Их провожали всей деревней. Она помнит все, до мелочей: залихватско-надрывные переливы гармошки, которые прерывали причитания женщин, детский плач и старух с сухими глазами, которые безмолвно шептали молитвы и крестили каждого защитника. 450 сильных, здоровых мужчины отправились защищать Родину. Осиротели семьи.

Шесть десятилетий минуло, а все не забывается тот особенный плач, который доносился из каждой избы, когда приносили похоронку. Устинья его слышала 176 раз, в том числе и у себя дома тоже, когда погиб отец. Столько из ее Степановки не вернулось солдат с войны. Их могилы разбросаны по всей советской земле, на чужбине, а то и вовсе никто не знал, где же нашел свое последнее пристанище их земляк. А воевали они на многих фронтах. Под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, до Берлина девять степановцев дошли, вот только никто из них до Победы не дожил. Эти четки войны и Победы перебирали все, независимо от вероисповедания. Кровушки пролилось немерено. Все послевоенные годы Устинью Григорьевну это мучило, не давало покоя.

Через десятилетия, но она придумала, как увековечить память каждого земляка. У деревенского обелиска с именами, решила посадить парк Победы из голубых елей. Теперь у каждого не вернувшегося солдата, свое дерево, под которым табличка с именем. Вдовы, дети, правнуки приходят или приезжают сюда, чтобы постоять, словно на кладбище у могилы и помянуть родного человека. Последние годы к этим деревьям прибавляются новые - рябины, клены, это ветераны постепенно уходят от нас. И уже многие годы здесь, парке Победы, в скорбный день 22 июня, проходят молебны в память о не вернувшихся с полей брани. Приезжают отовсюду родственники.

Лестовка жизни и любви

У каждого своя особенная судьба. Тогда, сразу же после войны, она не захотела уезжать в город. Работала участковым агрономом. А молодой офицер Ананий Андриянов приехал на побывку. И еще в дороге разговорился с капитаном, которому сказал, что едет жениться. И когда тот спросил, на ком, ответил, что на первой встречной красавице. Встретилась Устя Шмелева. Ананий быстро демобилизовался. Он у пруда песни на гармошке играл, а она дома на крылечке их слушала. Когда бравый офицер, предложение сделал, ответила, пойду, если венчаться будешь. Никуда не денешься, если Устя сказала, как. Пошли-поехали в соседнюю Шувою. А навстречу секретарь партийной ячейки, спрашивает, куда? Да венчаться, он посмеялся, на том и закончилось. Никто не поверил тогда - какое венчание может быть у комсомолки и коммуниста-офицера?

Детей родили, крестили и внуков - тоже. Устинья Андриянова агротехником, мелиоратором, директором совхоза работала. В партию вступила, но ярой коммунисткой и атеисткой никогда не была. Прочитала в журнале "Партийная жизнь", что старших нужно слушать. Вот она всегда и выполняла наказы своих старших родственников. Правда, там было разъяснение по поводу икон. Но она веры всегда придерживалась. А уж работала так, что всегда в пример ставили. Исколесила за рулем своей "Волги" весь район. Энергии Устинье не занимать, сразу же такое "закрутила", плотину построили, чтобы орошать колхозные земли. Теперь ее в народе называют Устьиньиной. Профессию выбрала подходящую, связанную с землей, закончила Тимирязевку. И везде успехов добивалась.

В Орехово-Зуеве и в Москве должности и квартиры давали - не поехала. Ей один начальник однажды так и сказал: "Дура, ты Устинья, другой бы рад был безмерно", - А она свое: "И так пришлось в Куровском жить, там им с Ананием место под строительство дома отвели, но это все рядом со Степановкой, в любой момент, на автобус - и в деревне. Из Москвы разве наездишься?"

На том и кончились уговоры. А в Орехово-Зуевском районе она человек известный и уважаемый. Столько дел сделала - не перечесть. Конечно, не без помощи, всегда люди оказывали, но заводилой, разумеется, была она.

Лестовка жизни будет неполной, если не поведать о степановкой кадрили. До войны ей не пришлось много потанцевать, а после не до танцев, так и забыли круглую, словно солнце кадриль, в каждом выходе которой своя особая песня. Опять всю деревню взбаламутила, всех распрашивала про фигуры. Распросами дело не закончилось, стала всех старух на танцы приглашать. Смеялись, отнекивались, осуждали, ругали, а она, неугомонная, все равно растормошила, ансамбль свой организовался. По три поколения танцевали. И костюмы старинные пошили. Теперь к ней из институтов ученые-песенники и фольклористы приезжают, чтобы про кадриль и песни, которые извлечены ею из глубины веков, узнать и записать, чтобы не исчезло ценное народное творчество.

Она делится со всеми щедро, зная, чем больше отдашь, тем больше получишь.

Лестовка веры и благочестия

Сколько помощи от разных людей получает Почетный гражданин Орехово-Зуевского района Устинья Григорьевна Андриянова, столько никому и не снилось. Да только не для себя лично. Изучая историю своей малой родины, эта маленькая и неугомонная женщина, параллельно узнавала про старообрядчество. Она же и общину единоверческую создала, и церковь Во имя Преображения Господня с настоятелем отцом Димитрием восстанавливать начали. Ее неугомонная энергия, всех заражает, поэтому дела пошли хорошо. А тут еще пять лет назад ликино-дулевец Иван Тимофеевич Комиссаров не только идею подал строить рядом новый храм, но и настоял на этом. В стылый осенний день 1996 года по благословению Высокопреосвященейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского состоялась торжественная закладка. Иван Тимофеевич средства немалые вложил. Однако, чем больше влезали в строительство, тем больше денег нужно было. Да и сейчас еще необходимы стройматериалы, церковная утварь и многое другое, что стоит немалых средств. Но ведь вырос храм Иоанна Лествичника. В 1999 году на Спас Преображение новый храм освятили.

Но еще множество разных дел, в которых Устинья Григорьевна и мастер, и прораб, и современный менеджер, который добывает все для возрождения и украшения церквей. Рядом настоящий сквер из каштанов уже посадили, саженцы у себя на огороде вырастила.

Вечерами она иногда задумается, вспоминает, как все в жизни ее получилось, и ни о чем не жалеет. Только все Бога молит, чтобы еще дал силы завершить начатое. Растет смена ей, три внука и внучка, правнук и не сосчитать, не сосчитать, сколько учеников. В их воспитание она тоже душу вкладывала и вкладывает, учит всегда любить родную землю.

А думы уже про весну и лето, когда время сажать деревья, как поинтересней устроить традиционные 22 июня День поминовения и 21 июля престольный праздник явления Казанской иконы Божией Матери. И снова она летом сможет уже не пробежаться по степановской земле, просто пройти босиком, чтобы набрать силы и энергии. А там ... Все по кругу, как в знаменитой, особенной степановской кадрили. Словно перебирает иногда она четки своих прожитых дней и лет, оглядываясь назад - все ли успела?

Ей кажется еще мало. И с новой энергией она крутится, Ананий Акимович дома ждет ее и знает, что его Устя делает все по собственной воле, иначе не может. А еще Устинья Григорьевна не забывает молиться долго и истово, отмаливает и свои, и чужие грехи. Грехи наши тяжкие.

Снимки из семейного архива. У. Г. Андриянова.
Вера Кузьминых
Газета «Орехово-Зуевская Правда»
от 19 декабря 2001 года
Далее:
Ермакова Наталья Даниловна

Показать комментарии читателей (0) или добавить свой
 


Информационный сайт города Орехово-Зуево.
©1999-2003 Владимиров Сергей; Маликов Андрей; Орлов Дмитрий;
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Rambler's Top100 Информационно-деловой портал Московской области