Rambler's Top100
Герб города Орехово-Зуево Московской областиОрехово-Зуево. Московская область. Информационный сайт города Орехово-ЗуевоФорум Объявления
Герб города Орехово-Зуево 
Поиск по сайту
Навигация
А Вы знаете этого человека?
Переверзева Меланья Петровна
Переверзева Меланья Петровна

Пэнэжко Олег Григорьевич

Несущий слово божие

Истоки

Жизнь этого ребенка могла сложиться, как у многих тысяч россиян, если в семье все родственники были педагогами, за исключением брата дедушки (бывшего священника) и отца Олега (так звали мальчика), который был профессиональным военным.

Ребенок рос послушным, воспитанным, увлекался чтением. Тому способствовала мама Надежда Леонидовна, которая работала в Институте мировой литературы. Дома была большая библиотека, но Олег, став школьником, получил возможность пользоваться и московскими, широко известными. Если в детстве он читал Пушкина, Лермонтова, то старшеклассником много времени уделял исследовательскому труду, знакомясь и познавая духовную сущность таких писателей, как Лесков, Тургенев, Гоголь.

Мама стала замечать увлечение сына той литературой, которая в 60-70-е годы считалась нежелательной для чтения школьниками, да и взрослыми тоже. Речь идет о церковной литературе. Но так как сын рос умным ребенком, то она не пошла против увлечений сына, считая, что разносторонние знания в области литературы никому не повредят.

Это благодаря ей, понимавшей уже в то время, что бездуховное начало в жизни ни к чему хорошему не приведет, поэтому и не препятствовавшей своему сыну приобщаться к истории и литературе духовного содержания, он смог в конечном итоге правильно выбрать свой путь в жизни. (Мама Олега Григорьевича Пэнэжко до сих пор работает в том же институте старшим научным сотрудником и пишет книги.)

Она не удивилась, когда ее сын еще в школе увлекся изучением старославянского языка. И только потом, когда увидела у сына в руках Священное писание, она поняла, почему он так старательно изучал всеми давно забытый язык. Затем в доме появилась Библия, которую Олег читал со словарем Даля. По вечерам мать стала замечать, что ее сын всегда что-то пишет. И однажды она увидела, что это были переписанные от руки молитвы, рукописные церковные книги...

Отцу рассказать о своем серьезном увлечении религией Олег и не пытался, потому что понимал, что тот вырос в обстановке воинствующего безбожия - атеизма, был коммунистом, хотя Григорий Иванович не был замкнутым человеком, много общался с людьми, рассказывал им о жизни, о войне. Но время было не простое...

Олег гордился своим отцом, воевавшим на Курской дуге, прошедшим всю войну, офицерский путь от лейтенанта до полковника. Ратный подвиг Г.И. Пэнэжко был отмечен званием Героя Советского Союза. Впоследствии отец стал военным писателем.

Олег любил своего отца, но настоящего душевного единения между ними не было. Тот не мог понять стремление сына познать то, к чему в нашей стране тогда не было доступа, что просто преследовалось и даже каралось - веру в Бога.

Поэтому когда пришло время поступать в институт, Олег выбрал Московское высшее техническое училище им.Баумана. Не секрет, что этот ВУЗ ценился и ценится по сей день своими специалистами. И учатся в нем только <умники и умницы>.

Физика и математика - основные предметы его будущей специальности. И учиться было интересно, потому что ребята были все неординарные, и гранит науки «грызли», не считаясь со временем.

Олег не отставал ото всех, а по воскресеньям вместе с другом Олегом Танцовым отправлялся в окрестности Подмосковья, знакомясь с достопримечательностями «старины глубокой», - с церквями и часовнями (чаще всего полуразрушенными или даже разгромленными). Какая-то необъяснимая им сила будто притягивала их туда, как и долгие тихие беседы с церковными старцами в тех церквях, где еще проходили службы.

Однажды им кто-то рассказал в электричке, что в Рузском районе есть храм, при нем община. Идет служба, которую проводит отец Василий.

И в ближайшее воскресенье, в большой церковный праздник, ребята направились туда. От станции пришлось идти полем. И Олег Танцов (теперь он преподаватель Московской консерватории) предложил спеть церковную песню. И они запели...

До храма оставался где-то километр. И вдруг из него стали выходить люди, вышел и священник. Оказывается, прихожане услышали пение, оно их тронуло. Отец Василий (в миру Василий Владышевский) сразу пригласил молодых людей певчими в его церковный хор. И те согласились.

Так Олег Пэнэжко пришел в общину и стал в ней певчим, потом чтецом молитв, которых знал уже много. По окончании института Олег крестился в этом же храме. Отец Василий стал его крестным отцом (родной отец Олега к тому времени уже умер).

(Впоследствии, как вспоминает О.Г.Пэнэжко, 16 подопечных отца Василия, ныне оставившего наш мир, 16 выпускников московских вузов, стали священниками. Такое влияние имел настоятель Рузского храма на своих питомцев.)

После окончания вуза О.Пэнэжко остался работать в Москве, стал конструктором в одном из институтов. Работа интересная, требующая постоянного мышления... Но Олег Григорьевич все больше понимал, что жизнь течет, не принося полного удовлетворения, чего-то не хватает.

Все больше времени он стал уделять церковным книгам: только они восполняли ту пустоту, которую он ощущал в жизни. Вскоре пришло решение - стать священнослужителем. Его духовный отец Василий благословил своего ученика на служение Богу.

И 2 февраля 1992 г. Олег Пэнэжко был назначен настоятелем Иоанно-Богословского храма в г.Ликино-Дулево.

О том, что представлял собой храм в то время, вспоминает сам отец Олег: «В феврале 2002 г. исполнилось 10 лет моего пребывания в Иоанно-Богословском храме г.Ликино-Дулево. Помню, что первый год существования общины храма ушел на откапывание подвалов и первичное обустройство. Зимой в храме температура не превышала 3-4 градусов, у певцов и у меня из уст шел пар.

После каждого богослужения прихожане шли на работы: разгрузки кирпича, леса. Своими силами с помощью троса вырывали из стен железные балки, на которые в те времена, когда в храме было рабочее общежитие, опирался пол второго этажа.

Надо учесть, что с середины 50-х годов церковь служила складом, а к началу 70-х была заброшена и понемногу разбиралась на кирпич. Ставился вопрос о ее сносе, дважды она обследовалась подрывниками, но примененные Л.М.Шерером (владимирским епархиальным архитектором) материалы из монолитного железобетона, новые для начала ХХ века, сделали снос весьма хлопотным...

Храм стоял без крестов и куполов, полностью была утрачена одна из главок, на крыше росли деревья... Храм долго служил свалкой мусора при ремонте окрестных домов».

Восстановление храма началось в 1993 г. Отец Олег утверждает, что все его замыслы никогда не воплотились бы в жизнь, если б не помощь людская: искренняя благодарность Е.П.Салову - архитектору, выполнившему все проекты зданий на территории церковного двора; художнику В.Д.Степанову, расписавшему стены и своды храма (его мастерством можно только восторгаться); нельзя не вспомнить добрым словом каменщика Г.К.Немкова, восстанавливавшего купол храма с опасностью для своей жизни (все работы были выполнены безвозмездно); слова благодарности-главе района А.П.Филиппову, мэру г.Ликино-Дулево В.Н.Тютенькову, чье внимание, помощь при восстановлении храма были постоянными. Этих людей можно назвать впередсмотрящими, потому что уже тогда, 10 лет назад, они поняли, что храм Божий нужен всем. Они были уверены, что с помощью слова Божьего можно «очистить» души заблудших, отвести их от греха и тем самым улучшить жизнь многих и многих людей.

Навечно записано в синодик храма, рассказывает дальше отец Олег, имя Жанны Григорьевны Киселевой, и мы каждый день молимся об упокоении ее души. В 90-е годы она была начальником строительного цеха ДФЗ. Сейчас ее уже нет (в 1999 г. в день освящения храма она была уже очень больна). И заслуженную награду - благословенную грамоту, привезенную митрополитом Ювеналием, вручили тогда ее родственникам.

На помощь к нам пришли не только простые жители г.Ликино-Дулево, но и руководство Дулевского фарфорового и Ликинского автобусного заводов, и наш храм первым в районе был восстановлен полностью. Люди копали траншеи под фундаменты намечаемых строений и каналы для водопровода, канализации, а школьники обустраивали территорию. И сейчас церковный двор - единственное место в городе, где летом много цветов, среди которых и розы.

Храм преображался на глазах: построены часовня, книжная лавка, обустроены помещения крестильной и библиотеки с читальным залом (в настоящее время насчитывающей 10 тысяч томов), аудио- и видеотекой (350 кассет церковно-славянского содержания); подняты на колокольню восемь специально подобранных колоколов, отлитых на Урале; изготовлены пять крестов, ныне увенчивающих храм. Создана и уже 10 лет действует воскресная школа, ученики которой проводят летние каникулы в церковном лагере труда и молитв; создан иконописный класс; церковный хор с антифонным пением (действует и детский хор); устроена и благотворительная столовая. Настоящей достопримечательностью стал открытый при храме краеведческий музей.

17 октября 1999 г. главный престол храма освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Многие люди, отличившиеся в работе по восстановлению храма, были удостоены орденов, медалей, благословенных грамот.

Настоятель храма отец Олег Пэнэжко награжден орденом Святого благоверного князя Даниила Московского III степени.

Но прошло время. Покинули приходскую школу ее первые ученики, ставшие студентами вузов. Но, вновь приезжая на место своих трудов во славу Божию, говорят, что такой атмосферы братства они уже нигде не находят.

Отец Олег рассказывает, как сложилась община, представляющая собой большую семью, в которой не обходится без конфликтов, но они все мирно разрешаются, потому что эгоизм современной жизни: это - мое, а это - твое - отходит на второй план. Всех объединяет служение Богу, поэтому все члены общины участвуют в концертах, многие, как и отец Олег, пишут стихи, песни, совершают паломничества. Главное, что жизнь всех собравшихся не лишена смысла. Все хотят жить, помогать людям стать счастливей.

Интересно размышление и самого отца Олега, которому недавно исполнилось 50 лет. Он считает, что последние 10 лет - это целая эпоха, которая отодвинула прежнюю жизнь в такую даль, о которой и вспоминается редко. Иногда ему кажется, что он всю жизнь прожил здесь, в г.Ликино-Дулево, его прихожане стали родными, близкими. Отец Олег заботится о них, как и они о нем. Он не чувствует себя одиноким в городе, о котором 10 лет назад ничего и не знал. И вместе со своими прихожанами он строит свою и их жизнь по законам Евангелия. Только здесь, в этом городе и с этими людьми, он почувствовал красоту жизни, понял, как она хороша.

Но главное, что я поняла из бесед с отцом Олегом, что храм «воскрес» в первую очередь благодаря не только ему, а людям. Они возродили храм Божий и делали все это безвозмездно, не считаясь со временем. Они работали, потому что надеялись, что храм внесет в их духовную жизнь что-то светлое, значимое.

Не молитвой единой...

Перечисленные выше события и факты передают лишь общую картину всей деятельности настоятеля храма Иоанна Богослова о.Олега Пэнэжко, связанной с его призванием. И все-таки полное представление об этом человеке у меня сложилось лишь после нескольких непосредственных встреч с ним, его прихожанами. Именно в процессе разговоров с отцом Олегом я и почерпнула те сведения из его биографии, о которых шла речь в первой части моего повествования. Именно тогда я и поняла, почему он, обычный советский студент, обратился к Богу, а не остался конструктором или не стал бизнесменом...

В то время, которое теперь принято называть «застоем», многие люди, не удовлетворенные обычной жизнью, когда не принято было выражать свое мнение вслух или поступать не так, «как все», искали себя и находили - в разном. Кто-то, послабее духом, уходил от скучной действительности в алкогольные возлияния. Кто-то находил в себе силы выступать открыто «против всего» (их называли диссидентами и старались от них избавиться любым путем), кто-то находил отдушину, читая книги духовного содержания и веря в иную, чистую и светлую жизнь. А кто-то... ушел в священнослужители.

Что скрывать, в нашей стране, которую десятилетиями отлучали от веры в Бога, многие из тех, кто пришел к нему сейчас, по разным причинам никогда не читали даже Библию, не говоря уже о других церковных книгах. Поэтому, естественно, таких людей нужно учить понимать основные постулаты веры. Именно с этой целью 10 лет назад при храме, как говорит отец Олег, и была создана воскресная школа. Тогда в ней был всего один преподаватель - настоятель храма отец Олег. А сейчас?

Сейчас в ней более 150 учащихся (детей и взрослых), 17 педагогов (учителей, работающих к тому же в различных школах города).

В учебный процесс школы входит посещение святынь Русской Православной церкви, проводится большая краеведческая работа. Поэтому обследуются кладбища, собираются сведения и фотографии по истории приходов и о судьбах мучеников за веру Божью. Собранный материал оформляется в виде брошюр (их уже издано 28)

Отец Олег считает, что знания, полученные в воскресной школе, будут затем для ребят духовным светочем при выборе жизненного пути, при решении многих житейских проблем.

Почему именно для детей? Ведь общеобразовательные школы учат практически тому же. Но, оказывается, есть различие. Обычная школа дает ребенку общие знания о материальным мире и об основных правилах жизни в нем. А духовному воспитанию (особенно в последнее десятилетие) уделяется очень мало внимания. Отсюда и беды...

Как часто в церковь стали приходить родители! Волнуясь, они рассказывают о своих детях, с которыми теряют общий язык. Почему? Слушая беседы отца Олега с прихожанами, я поняла, что огромную роль здесь играет окружающая среда - среда скудоумия, насилия над человеческой личностью. А у ребенка должен быть идеал в жизни, поведении, обществе, должны быть и друзья, объединенные духовными интересами.

А каковы идеалы большинства современных мальчишек и девчонок? Это так называемые «крутые парни» или весьма легкомысленные особы женского пола, у которых, кроме раскрашенной внешности, за душой ничего нет. Какой образ поведения или отношения к жизни они могут предложить?

Хотя (многие со мной согласятся) есть и хорошие молодые люди, но им подчас не хватает мужества, силы воли. Безусловно, на помощь должны прийти родители, взрослые. Только тогда ребенок вместе с друзьями сможет «выстоять» и сделать свою жизнь счастливой не только в материальном, но и в духовном плане.

Согласитесь, чтобы быть по-настоящему счастливым, человеку недостаточно быть только сытым, обутым, одетым. Кроме этого, у него должны быть уверенность в своих силах и в сегодняшнем дне, мечты, желания, стремления и надежды на светлое будущее. Всего этого очень не хватает в нашей обыденной жизни. И за этим люди, на мой взгляд, идут в церковь. Ведь у всех у нас, какими бы разными мы ни были, есть что-то общее, когда мы приходим в храм - желание очистить свою душу от тяжести многих мирских невзгод и грешных мыслей.

Я считаю, что у каждого должно быть место, где происходило бы такое очищение души. Задумайтесь, почему люди выходят из церкви с просветленными лицами? Они ведь покаялись в чем-то плохом, сняли камень с души, как говорится, и почувствовали, что Бог их простил (наверное, так).

Сейчас много приходит в храм людей, которые сформировались как личности под воздействием коммунистической идеологии (да, в советские времена нас всех воспитывали как атеистов). Но никто не говорил в то время, что надо, прежде всего, начинать с себя, со своего духовного мира. Тогда и общество в целом можно б изменить к лучшему хоть чуть-чуть. Ну, а пока...

Обратимся к послевоенным годам, когда восстанавливалась страна и людей объединяли общие чувства - патриотизм, товарищество. Разве это было плохо или во вред? Но таких примеров объединения людей практически давно нет...

Приходя в храм, утверждает отец Олег, люди лечат свою душу - и в прямом, и в переносном смысле. Хотя их долгое время учили тому, что души как таковой нет и что она - выдумка представителей церкви. А эксперименты современных ученых-физиков показывают, что душа есть и как понятие материальное. Словом, приходя в церковь, люди помогают своей душе, а Бог помогает им найти выход из трудного положения. Молитва Божья поддерживает в борьбе с туманом и мраком жизни.

Но и не единой молитвой жив человек. Нужна еще активная деятельность для возрождения духовного облика людей. Такая, которую осуществляет отец Олег, занимаясь вместе со своими прихожанами краеведческой работой. Результатом ее стал доклад отца Олега на Рождественских международных образовательных чтениях в Москве в 2002 г. «Об опыте краеведческой работы в Иоанно-Богословском храме г.Ликино-Дулево Орехово-Зуевского благочиния Московской Епархии». В нем как нельзя лучше нашли подтверждение слова Святейшего Патриарха Всея Руси о значимости церковного краеведения: «Местные жители должны знать истоки православия и святыни своего края. Нужно приобщать людей к святыням и воспитывать их в духе патриотизма». Было также отмечено, что краеведческая работа в данном храме представляет собой полный цикл занятий, куда входят экспедиции, работа в библиотеках, экскурсии, создание приходского музея, издание книг. Отдел религиозного образования и кахетизации Московской Патриархии предложил перевести все выпущенные Иоанно-Богословским приходским издательством книги в электронную форму и разместить их в Интернете.

Безусловно, краеведческая деятельность, идущая в храме, не менее важна и полезна, поскольку позволяет и детям, и взрослым не только знать историю своей малой родины, но и бережно относиться к ней. Без этого невозможно воспитание Человека. Хочется вспомнить беседу с одним из старейших сотрудников милиции, который утверждал как-то в беседе со мной, что лица убийц и отъявленных бандитов отмечены пороками Сатаны, и они потеряли образ Божий и человеческий...

Что греха таить, на протяжении почти целого столетия уничтожались те нравственные устои, которые создавались религией, без которых человек превращается порой в дикого зверя и становится исполнителем чьих-то самых подлых приказов: он стреляет в афганских мирных жителей, пускает в ход резиновую дубинку против своих же соотечественников... Поэтому нашему народу, насильно отлученному уже давно от церкви, еще только предстоит прочесть Евангелие, прочесть и понять. А понимание дает только время...

Представление от отце Олеге было б неполным, если б я не поговорила с теми, кому он несет слово Божие, - с прихожанами храма.

Смотрю на них и слушаю их рассказы о житье-бытье. Кто-то говорит, что с помощью общины «нашел себя» в жизни, кто-то рассказывает, как открыл в себе талант, придя в иконописный класс, кто-то сообщает, что церковное пение помогает ему отдыхать душевно, восстанавливать силы, потраченные в течение дня на тяжелой физической работе. Их рассказы своей откровенностью очень напоминают исповедь. И вот одна из них - женщины 40 лет.

Она уважаема среди знакомых, славится как хорошая хозяйка, отзывчивый человек. А 10 лет назад она была практически падшей женщиной, на которую все махнули рукой. Да и сама она ничего от жизни уже не ждала, кроме смерти. Но здесь, в общине, вместе с отцом Олегом, она «воскресла». Теперь для нее жизнь стала в радость, а отец Олег стал для нее Божьим наставником, «вытащившим» ее из бездны тьмы.

А вот другой рассказ, тоже о не совсем простой жизни. Мальчиком он рос в неблагополучной семье. Поэтому после восьмилетки связался с плохой компанией, катился по наклонной плоскости. Но на пути встретился отец Олег. Нет, он не воспитывал. Он просто говорил с человеком по душам, открывая ему путь в общину (путь спасения).

Теперь, став прихожанином, он молится Богу, что помог встать на ноги, завести семью и чувствовать радость от жизни, от встреч с людьми.

Потом была вечерняя служба, которую вел отец Олег. Храм практически полон. Люди стоят и молятся. Звучит хор, которым руководит Л.В.Кащеева... После окончания службы все подходят к отцу Олегу. Он отвечает на вопросы, которые интересуют прихожан. Никто не остается безучастным. Люди уходят умиротворенными.

А я вновь возвращаюсь мысленно к беседе со взрослыми учениками воскресной школы. В каждом из них я почувствовала внутренюю уверенность, обретенную ими, наверное, в беседах друг с другом и отцом Олегом. Не случайно в кабинете для занятий на доске записаны 10 Божьих заповедей. Не случайно в разговорах со мной прихожане ссылались на них, говоря, что знание их людьми сделает и нашу жизнь другой. Поэтому среди заповедей есть основные: не убий, не укради, почитай отца и мать свою...

Да, я уходила из храма уверенной в том, что знание заповедей Божьих, и не только знание, но и следование им в делах и помыслах, наверняка бы изменило каждого из нас, сделало бы добрее, отзывчивее, праведнее...

Вспомнились и слова отца Олега, говорившего своим прихожанам о том, что нужно нести людям (не только своим ближним) добро. Это воздастся сторицей.

Вот таким предстал передо мной настоятель храма Иоанна Богослова Олег Григорьевич Пэнэжко - человек, скромно и непреклонно исполняющий тихий подвиг служения Богу и людям, чуждый самолюбования и искренне любящий свою Родину.

Я долго думала, почему же понятие веры трактуется до сих пор многими по-разному. Одни считают, что вера нужна тем, кто не хочет думать о будущем и о прошлом. Им так легче жить. Другие считают, что без веры нельзя выйти из череды невзгод... А мне кажется, что верить можно и нужно. Но в православной вере человека надо воспитывать с пеленок, тогда она будет естественной частью его жизни. А настоящая вера, естественно, будет возвышать человека, очищать его душу, воспитывать благородство, любовь к ближнему, Родине. Не случайно ведь верующие говорят, что Бог помогает им в несчастье, защищает их от беды.

Да, верить надо, но в то же время надо что-то делать...

Светлана Шипунова
«Своя газета»
апрель 2002 года
Назад:
Попов Юрий Семёнович
Далее:
Рождественский Александр Васильевич

Показать комментарии читателей (0) или добавить свой
 


Информационный сайт города Орехово-Зуево.
©1999-2003 Владимиров Сергей; Маликов Андрей; Орлов Дмитрий;
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Rambler's Top100 Информационно-деловой портал Московской области