Rambler's Top100
Герб города Орехово-Зуево Московской областиОрехово-Зуево. Московская область. Информационный сайт города Орехово-ЗуевоФорум Объявления
Герб города Орехово-Зуево 
Поиск по сайту
Навигация
А Вы знаете этого человека?
Сокольский Михаил Ильич
Сокольский Михаил Ильич

Бершадская Берта Анатольевна

Полвека и вся жизнь

1 июля 1950 года для нее стал вторым днем рождения. Нет, ничего такого опасного со вчерашней школьницей Бертой Бершадской не случилось, просто она впервые переступила порог Орехово-Зуевской типографии, став ученицей наборщика. Нельзя сказать, что она не знала или не представляла эту работу. Слова «типография», «редакция», «статья» и все другие, связанные с производством газеты, в ее доме слышались постоянно. Ее отец А. И. Бершадский был журналистом, редактором газеты «Большевистское слово».

Берта выросла в интеллигентной семье. Дед по отцу Илья Григорьевич был фармацевтом, бабушка Берта Израилевна - сельской учительницей, родственницей известнейшего впоследствии журналиста Михаила Таратуты (его репортажи из Америки в свое время читала и смотрела по телевизору вся страна). Правда, Бершадские с Таратутами не поддерживали тесной связи, но ее близкие часто рассказывали о них. Мамин отец, дедушка Максим работал в Егорьевской милиции, а бабушка Александра была письмоносицей, как тогда называли, в своей родной деревне Зворково.

В детстве разговоры ее окружающих крутились около одной важной для всех темы - газеты, она уже тогда проявляла интерес к тому, что с ней связано. А уж когда пришла в цех, увидела показавшиеся ей огромными и мощными линотипы, услышала грохот печатных машин, вдохнула знакомый с детства «папин» запах, который он «приносил» с работы, Берта влюбилась в типографию с первого взгляда и навсегда.

В ее трудовой книжке первая запись: «Принята в Орехово-Зуевскую типографию ученицей наборщика», последняя: «Переведена на должность мастера наборного цеха». С этой должности она и ушла на заслуженный отдых. А в промежутке - годы труда, тяжелого для женщины на вредном производстве. Сама Берта Анатольевна говорит: «Конечно, было тяжело даже в прямом смысле - тонны свинца пришлось перевернуть за эти годы. Несмотря на сложность и ответственность, я была счастлива и горда, что стала полиграфистом. Это для меня самая лучшая профессия на земле. А сейчас прихожу в нашу типографию и ничего не узнаю - компьютеры, незнакомые машины, наш наборный цех стал совсем другим. Я, конечно, не против современного оборудования и новейших технологий, но раньше газета от первой до последней буквы делалась нашими руками. Мы после набора текста на линотипах еще горячими брали тяжелые свинцовые строки, делали оттиски, которые назывались гранками, а уже потом макетировали газетные полосы.

Помню, раскрыв рот, я смотрела на волшебные, как мне казалось тогда, действия всех работников. Моим идеалом и первым наставником стал классный специалист Николай Васильевич Ермолаев, который почти год раскрывал мне секреты дела. Уж не знаю, какими судьбами он оказался в Орехово-Зуеве, но много лет до этого работал в Московском издательстве «Правда» на выпуске журнала «Огонек». Тогда это считалось почетным признанием мастерства. Вот таким был мой первый учитель, который воспитал для нашей типографии целую плеяду классных мастеров-полиграфистов».

Вначале Берта быстро освоила набор различных бланков, но мечтала работать с газетой. Поскольку ученицей она была понятливой и старательной, а, главное, горела желанием узнать все тонкости, вскоре ее перевели на многотиражную газету в две полосы. На типографском сленге - «горчичник». И не было предела ее радости, когда доверили верстать «четырехполоску» - шестидесятые годы в четыре полосы выходили «Знамя труда», «Большевик» и «Большевистское слово». А потом она много лет своего труда, как и мечтала, отдала «Орехово-Зуевской правде». С этой газетой связано много различных случаев и воспоминаний. Берта Анатольевна рассказывает: «Однажды рассыпали набор уже готовой полосы, печатник не закрепил раму, и строки поползли, а потом упали на пол. Меня ночью по телефону вызвали на работу. И я одна с Крутого пошла пешком на вокзал, где тогда была типография. Хорошо у Парковского моста встретилась милицейская дежурная машина, остановилась, меня спросили, что это я разгуливаю по ночному городу. Когда я сказала причину, то милиционеры меня подвезли. Мы все успели исправить, тираж, а он был около сорока тысяч экземпляров, отпечатали и отфальцевали вовремя. Ведь раньше мир мог перевернуться, но такого, чтобы газета не вышла - не могло быть».

А сколько было приключений с переездом типографии в новое здание на улицу Дзержинского. Сколько это стоило работникам и выпускающим всех газет, начиная с многотиражек, труда и нервов! Новоселье «справляли», помню, летом 1982 года. Первое время приходилось работать на два цеха, в старом и новом здании, так и бегали, к автобусам подгадывая, а иногда пешком. Новое здание начали строить при директоре Л. К. Шалаеве - замечательный, известный человек во всей Московской области. Лев Константинович был также лектором, его часто приглашали в другие города читать лекции. Бывший фронтовик говорить о себе не любил, но эрудицией обладал большой, о чем ни спроси, все мог объяснить, знал очень много. При нем впервые состоялся праздник, мы отметили 70-летие Орехово-Зуевской типографии, бывшей Палладиной. Председателем профкома работников культуры был М. И. Сокольский. Впервые в такой торжественной обстановке прошло чествование лучших тружеников нашего коллектива, мы получили много Почетных грамот, которые нам вручили и наше начальство, и областное. И меня на том памятном юбилее отметили. А вообще-то, конечно, не за грамоты работали, хотя приятно было, что труд ценили и замечали. Большинство представителей нашего поколения по-другому просто не могли работать. Мы были так приучены, понимая, что труд полиграфистов особо важен и особо ценен, поскольку причастен к выпуску газет».

...Вместе с опытом у Берты Анатольевны рос авторитет, вначале ее избрали секретарем комсомольской организации, потом - председателем профкома, а затем - секретарем партийной организации типографии. Ее ценили за справедливость, она не критиковала за спиной, а говорила в глаза, всегда старалась человека поправить, поэтому ее побаивались многие, особенно нарушители, однако и они знали, что к начальству мастер цеха Бершадская жаловаться не пойдет, сама найдет слова такие, что потом долго помниться будут.

У нее появились свои ученики, например, «Орехово-Зуевскую правду» Берта Анатольевна передала своей ученице Тоне Скулковой, теперь уже Антонине Дмитриевне, которая сама давно уже на пенсии. А скольким сегодняшним редакторам и работникам многотиражных газет тогда помогала Бершадская справляться с макетированием и версткой! Ведь технология была в то время иной, более трудоемкой и кропотливой. Если требовалось сокращение материала, приходилось или «отрубать хвосты», либо заново переливать целые абзацы. Редко кто мог вот так ловко, без ущерба тексту и лишнего труда сократить статью, которая этого требовала. И сейчас она встречается с бывшими выпускающими, как с родными, это тоже, можно сказать, ее ученицы, ее девочки. По жизни ей почти всегда приходилось встречаться, работать с прекрасными людьми и специалистами, особенно по-доброму вспоминает она З. Г. Уткину, Р. С. Люкманову, З. С. Шарибжанову и других, кого ценит за порядочность и безотказность, отзывчивость и готовность помочь в любой ситуации. Сейчас она с уважением относится к нынешнему директору типографии Т. В. Шуруевой, которая проявляет заботу о ветеранах. Татьяна Васильевна много сил вложила в то, чтобы сохранить предприятие в годы «перестройки», никогда не забывает бывших работников, выделяет деньги на поздравления их с юбилеями и праздниками, помогает материально. Берта Анатольевна возглавляет совет ветеранов типографии, навещает бывших коллег, ставших ей родными. Ее семья - это люди, с которым она долгие годы работала, племянница со своими детьми. Темноглазая красавица Берта, на которую многие засматривались, не вышла замуж по одной причине - Бершадская из категории однолюбов, раз уж не сложилось, то, значит, и быть тому. Стала растить дочь своей любимой младшей сестры. И теперь гордится своими внуками, в воспитание которых вложила столько тепла, сил и души. Вот этим всем и дорожит, ее жизнь не прошла напрасно, сделано многое, останется добрая память.

...Переступая порог типографии, Берта Анатольевна вдыхает бесконечно родной, особенный запах краски и бумаги. Медленно проходит по просторным цехам первого этажа, здоровается со знакомыми, потом поднимается на второй этаж, отмечая все новшества. А их много, технология постоянно совершенствуется, появляются новые машины и новые специалисты. Бежит время, торопится. Его уже не догнать, не остановить. Да ей, конечно, этого не хочется, просто есть большое желание оглянуться в молодость, чтобы еще раз увидеть лица родных и близких, которые уже ушли за черту, ощутить на ладони горячую газетную строку, ту былую легкость молодости, с которой она летала по цехам.: Так хочется хотя бы на короткое время ощутить себя снова причастной к чуду рождения газеты, которую почти всегда читала первой. Она не жалеет, что не переняла эстафету у своего отца и не стала журналистом - в свое время Берта Анатольевна могла заняться этим. И русский язык знает, и эрудиция есть, и газетное дело ей близко и хорошо знакомо.

Б. А. Бершадская сразу и навсегда полюбила профессию полиграфиста, которую считает самой лучшей и которой отдала полвека своей жизни.

Вера Кузьминых
«Орехово-Зуевская Правда»
от 27 июня 2003 года
Назад:
Бабенко Анатолий Гаврилович
Далее:
Богаткова Зульфия Гарифовна

Показать комментарии читателей (0) или добавить свой
 


Информационный сайт города Орехово-Зуево.
©1999-2003 Владимиров Сергей; Маликов Андрей; Орлов Дмитрий;
При создании сервера использованы АРП-технологии.

Rambler's Top100 Информационно-деловой портал Московской области